Строительство завода

В 1914 году от Московской строительно-монтажной фирмы «Инженерное дело» прибыли свыше 600 квалифицированных рабочих во главе с инженером К.П. Хайдуковым. Объявления о наборе на постройку завода инженеров, техников и рабочих печатались в газете «Русское слово». Специалисты приехали из Перми, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани. Всего на стройке были заняты 2000 человек. Кредиты на строительство переводились из Главного казначейства в Тамбовскую казенную палату. Первоначально было отпущено 600000 рублей. Всего за три года планировалось освоить 14 миллионов рублей.

После подготовки площадки в марте 1915 года были начаты первые строительные работы. Бутовый камень доставлялся из каменоломен Липецка и со станции Грязи.

Подъездных железнодорожных путей к стройплощадке вначале не было. Для доставки оборудования и материалов была сооружена линия узкой колеи, которая проходила от завода по нынешним улицам Советской, Народной через лес по направлению к макаронной фабрике и до станции Кондауровка по деревянному мосту через Цну. Первыми машинистами узкоколейного локомотива были А.Ф. Покровский, В.Ф. Лудин, А.И. Бурмистров. Железнодорожный мост, давший возможность связать завод с Московско-Рязанской железной дорогой, был построен лишь в 1928 году.
На строительстве завода работали люди различных национальностей — русские, татары, латыши, даже военнопленные турки, австрийцы и чехи. На работы принимались и подростки 12 — 14 лет. Они подносили раствор, щебень, копали траншеи. Рабочий день продолжался 12—14 часов.

Строители завода размещались в общих для мужчин и женщин бараках с земляным полом, двухъярусными нарами, где впоследствии также жили и рабочие завода. В амбулатории при хозяйственно-строительной комиссии больных принимал один врач. В окрестных селах свирепствовали инфекционные заболевания.
В сентябре 1915 года исполняющий обязанности председателя хозяйственно-строительной комиссии и начальника завода полковник Скосырский приступил к формированию штата инженерно-технических работников и рабочих завода. Временный штат Тамбовского завода был Высочайше утвержден 3 ноября 1915 года.
Для обеспечения функционирования завода создаются механический, строительный, хозяйственный, административный отделы, канцелярия, бухгалтерия, чертежная архитектора завода.

12 ноября 1915 года первым приказом по заводу было объявле­но о начале его действия.
В 1927 году на заводе начинаются организация новых цехов, которые стали базой для основного производства. Годы первой пятилетки характеризуются большим размахом строительства.
В 1930 году введен в эксплуатацию 1-й цех, в 31-м — сернокислотный, в 32-м — третье производство.

Строятся вспомогательные службы — железнодорожные пути, склады, электростанция. Южная часть завода приступает к производству основной продукции на базе смонтированных в 1915—1916 годах фаз. А первый выпуск порохов по полному цик­лу осуществлен в феврале 1932 года.

В апреле 1933 года начато производство целлулоида —триплексного, технического, галантерейного.
Рост объемов производства с 1931 по 1935 год составил более 160%. Темпы развернувшегося строительства и реконструкции завода потребовали от коллектива большой творческой работы, появилась необходимость в квалифицированных кадрах. Эту задачу тоже пришлось решать заводу. Идет подготовка специалистов в ФЗУ. В 1931 году все учебные заведения завода объединены в учебный комбинат, который в 1933 году реорганизуется в отдел подготовки кадров.


Приход в Германии к власти фашистов, непрерывно нарастающая угроза войны требовали быстрого развития оборонных отраслей. Основной задачей для коллектива завода в то время было, не снижая объемов текущего производства, создать условия устойчивой и экономичной работы в мобилизационный период, повысить производительность труда. Поэтому вплоть до начала Великой Отечественной войны шла реконструкция отдельных цехов, интенсификация процессов.
Увеличиваются выпуск и освоение новых видов боеприпасов, производство которых к началу войны завод удвоил. В результате мероприятий по реконструкции длительность технологических циклов сократилась в 4 раза. Благодаря внедрению рекуперационной техники снизились расходы на производство.

В 1936 году начато производство изделий из целлулоида.

Численность промышленно-производственного персонала доведена до 8000 человек. Выработка на одного рабочего возросла вдвое. Пример в работе показывают Яковцев, Подледников, Гурова. Они довели выполнение норм выработки до 700 процентов.

Всерьез начинается подготовка собственных кадров. Перед самой войной 20 июня 1941 года на базе завода открывается техникум. Открыто ремесленное училище.
Улучшились экономические показатели работы завода. Перестает расти себестоимость продукции, с 1936 по 1940 год получена прибыль более 5 миллионов рублей.

К концу тридцатых годов площадь жилья поселка, который 16 апреля 1940 года становится городом Котовском, увеличивается в 10 раз. Население — более 16 тысяч человек.

 

 
« Пред.